А тяжело ли дрессировать шиншилл?
Модератор: Mitya
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Важно здесь, чтобы вы сами вели себя правильно!
Прежде всего, решите, какое поведение шиншиллы для вас желательно. Поощряйте те действия зверька, которые вам хочется закрепить, и ни в коем случае не поощряйте неправильное поведение. Помните, что поощрением может стать даже внимание хозяев (шиншилла дёргает прутья клетки – прибегает хозяйка)! Ведите себя строго единообразно, иначе бедное животное запутается и не будет знать, что делать, а чего не делать Проявляйте терпение – возможно, закрепление каких-то действий потребует нескольких сот повторений (это не так страшно – десять раз за вечер на протяжении трёх месяцев получается уже около тысячи повторений). Ни в коем случае не нервничайте, не повышайте голос.
Прежде всего, решите, какое поведение шиншиллы для вас желательно. Поощряйте те действия зверька, которые вам хочется закрепить, и ни в коем случае не поощряйте неправильное поведение. Помните, что поощрением может стать даже внимание хозяев (шиншилла дёргает прутья клетки – прибегает хозяйка)! Ведите себя строго единообразно, иначе бедное животное запутается и не будет знать, что делать, а чего не делать Проявляйте терпение – возможно, закрепление каких-то действий потребует нескольких сот повторений (это не так страшно – десять раз за вечер на протяжении трёх месяцев получается уже около тысячи повторений). Ни в коем случае не нервничайте, не повышайте голос.
-
- Модератор
- Сообщения: 603
- Зарегистрирован: 11.01.2007 17:58
- Откуда: питбуль, французЫ, смешнючки-хорёчки и дорога-дорога-дорога...
ОЧЕНЬ хотелось бы по-подробнее о Вашей методике приручения и дрессировки. В запасе большой опыт дрессировки собак и лошадей + терпение и колоссальное желание получать взаимную радость от общения.
У меня два малыша. Шушик (мальчик 3,5 мес.) пошел на руки в первый же день, а Филя ( девочка около 3 мес.) на второй. Уже бегают по комнате и заигрывают.
У меня два малыша. Шушик (мальчик 3,5 мес.) пошел на руки в первый же день, а Филя ( девочка около 3 мес.) на второй. Уже бегают по комнате и заигрывают.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Пока эти материалы не выложены в основной части сайта, начну давать здесь. В основном всё это публиковалось в "Зоо-Фито" в 2003 г.
Прежде, чем рассмотреть целенаправленную дрессировку шиншиллы, уместно заметить вот что. Условные рефлексы вырабатываются у зверька в любом случае как приспособительная реакция при жизни в вашей квартире и общении с вами, человеком. А вот будут ли это полезные навыки или вредные привычки, зависит исключительно от хозяев. Учитывая, насколько развит у шиншилл мозг (об этом – чуть ниже), нужно отдавать себе отчёт в том, что неосознанное поощрение очень быстро закрепит нежелательные навыки, и у вас в доме поселится «непослушный», «хитрый» и «вредный» зверь. Обязательно пройдите с шиншиллой «общий курс дрессировки» – животное должно, как минимум, знать кличку, команды «Ко мне!», «Домой!» и «Нельзя!».
Прежде, чем рассмотреть целенаправленную дрессировку шиншиллы, уместно заметить вот что. Условные рефлексы вырабатываются у зверька в любом случае как приспособительная реакция при жизни в вашей квартире и общении с вами, человеком. А вот будут ли это полезные навыки или вредные привычки, зависит исключительно от хозяев. Учитывая, насколько развит у шиншилл мозг (об этом – чуть ниже), нужно отдавать себе отчёт в том, что неосознанное поощрение очень быстро закрепит нежелательные навыки, и у вас в доме поселится «непослушный», «хитрый» и «вредный» зверь. Обязательно пройдите с шиншиллой «общий курс дрессировки» – животное должно, как минимум, знать кличку, команды «Ко мне!», «Домой!» и «Нельзя!».
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Прежде, чем рассказывать о приручении и дрессировке, немного теории, в основе которой – учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД).
Воздействие на организм, вызывающее ответное действие, называется раздражителем, а ответное действие – реакцией. Органы чувств воспринимают раздражитель и вырабатывают нервные импульсы, которые передаются в центральную нервную систему. Реакция проявляется в виде других импульсов, которые по двигательным нервам передаются в мышцы и железы, заставляя их выполнять определённую работу. Такая реакция организма на раздражитель называется рефлексом. Различают врождённые, или безусловные, рефлексы, проявляющиеся у каждого животного (например, сосательный рефлекс у щенка), и выработанные при определённых условиях условные рефлексы (например, действие по команде).
Определение: дрессировка – выработка у животного стойких условных рефлексов на выполнение определённых действий по сигналам дрессировщика. Важно, что одновременно могут действовать несколько рефлексов, и тогда между ними выработается связь. Иначе говоря, для закрепления условного рефлекса нужно одновременно «включить» безусловный рефлекс (пищевой или ориентировочный) или другой, закреплённый ранее, условный рефлекс (словесное поощрение). Соответственно, для воздействия на шиншиллу используют безусловные (пищевые, механические) и условные (голосовые команды и жесты) раздражители, становящиеся сигналами.
Воздействие на организм, вызывающее ответное действие, называется раздражителем, а ответное действие – реакцией. Органы чувств воспринимают раздражитель и вырабатывают нервные импульсы, которые передаются в центральную нервную систему. Реакция проявляется в виде других импульсов, которые по двигательным нервам передаются в мышцы и железы, заставляя их выполнять определённую работу. Такая реакция организма на раздражитель называется рефлексом. Различают врождённые, или безусловные, рефлексы, проявляющиеся у каждого животного (например, сосательный рефлекс у щенка), и выработанные при определённых условиях условные рефлексы (например, действие по команде).
Определение: дрессировка – выработка у животного стойких условных рефлексов на выполнение определённых действий по сигналам дрессировщика. Важно, что одновременно могут действовать несколько рефлексов, и тогда между ними выработается связь. Иначе говоря, для закрепления условного рефлекса нужно одновременно «включить» безусловный рефлекс (пищевой или ориентировочный) или другой, закреплённый ранее, условный рефлекс (словесное поощрение). Соответственно, для воздействия на шиншиллу используют безусловные (пищевые, механические) и условные (голосовые команды и жесты) раздражители, становящиеся сигналами.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Положительные условные рефлексы вырабатываются на основе возбуждения определённых участков коры головного мозга (команда «Ко мне!» вызывает возбуждение слухового центра, которое передаётся на двигательные центры и заставляет животное двигаться к дрессировщику). Отрицательные рефлексы основаны на торможении (запрещающая команда «Нельзя!», прекращающая нежелательные действия). Возбуждение какого-то рефлекса может вызывать торможение других: в незнакомой обстановке проявится ориентировочный рефлекс, и животное перестанет реагировать на команды. Слишком сильный раздражитель и перенапряжение нервной деятельности животного могут вызывать запредельное торможение – в этом случае нужно на некоторое время полностью прекратить дрессировку и дать зверьку отдохнуть.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Если шиншилла выполнила команду, успокаиваться всё же рано: условный рефлекс ещё не стал стойким. Поэтому за правильно выполненные действия зверька нужно всегда поощрять (чаще словесно и лишь изредка – лакомством). Если он перестал выполнять команду, нужно начать выработку рефлекса практически с начала, проходя последовательно все этапы. Чтобы условные рефлексы не угасали, заниматься с шиншиллой нужно регулярно!
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
От дрессировщика требуется следующее:
1) изучить особенности поведения (тип ВНД);
2) на каждом занятии ставить определённую задачу и добиваться её выполнения;
3) строго соблюдать порядок выработки условного рефлекса: подавать команду, давать безусловный раздражитель, поощрять желательное действие (например, подать команду «Ап!», поднять шиншиллу на задние лапки, проведя у нее перед носом лакомство, сделать выдержку 1-2 с, дать лакомство, приговаривая «Хорошо!»);
4) команды подавать всегда единообразно, использовать соответствующую интонацию;
5) не допускать ни грубости, ни излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять каждое правильное действие;
6) проводить дрессировку по принципу «от простого к сложному»;
7) не утомлять шиншиллу однообразием упражнений, сохранять заинтересованность в выполнении различных действий;
8) внимательно следить за физическим состоянием животного.
1) изучить особенности поведения (тип ВНД);
2) на каждом занятии ставить определённую задачу и добиваться её выполнения;
3) строго соблюдать порядок выработки условного рефлекса: подавать команду, давать безусловный раздражитель, поощрять желательное действие (например, подать команду «Ап!», поднять шиншиллу на задние лапки, проведя у нее перед носом лакомство, сделать выдержку 1-2 с, дать лакомство, приговаривая «Хорошо!»);
4) команды подавать всегда единообразно, использовать соответствующую интонацию;
5) не допускать ни грубости, ни излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять каждое правильное действие;
6) проводить дрессировку по принципу «от простого к сложному»;
7) не утомлять шиншиллу однообразием упражнений, сохранять заинтересованность в выполнении различных действий;
8) внимательно следить за физическим состоянием животного.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Поскольку шиншилла – не хищник, как собака или кошка, а «потенциальная жертва», тормозные рефлексы у шиншилл вырабатываются хуже, чем рефлексы возбуждения. Соответственно, для дрессировки шиншилл механический метод, который часто используют дрессировщики собак (рывок за поводок, нажим на круп), не подходит. Другое дело – вкусопоощрительная дрессировка, когда в качестве безусловного раздражителя используется лакомство. Полезно также выработать и закрепить у зверька условный рефлекс на словесное поощрение – дачу лакомства, поглаживание и почёсывание (так, как нравится шиншилле) обязательно сопровождайте словами «Хорошо!», «Молодец!». Эти слова пригодятся как поощрение при формировании условных связей на другие команды.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
При дрессировке нужно пройти несколько стадий: вычленение (формирование) нужного поведения, закрепление рефлекса, усложнение обстановки при выполнении команды.
На первой стадии дрессировщик решает две задачи: побудить шиншиллу выполнить нужное действие, поощряя его, и таким образом выработать первоначальную условную связь команда–действие. При этом нужно «затормаживать» нежелательные действия (т.е. ни в коем случае не давать лакомства) и закреплять дачей лакомства и словесным поощрением только правильно выполненные. На этой стадии рефлекс ещё не стал стойким, поэтому проводите занятия в обстановке без отвлекающих раздражителей.
На первой стадии дрессировщик решает две задачи: побудить шиншиллу выполнить нужное действие, поощряя его, и таким образом выработать первоначальную условную связь команда–действие. При этом нужно «затормаживать» нежелательные действия (т.е. ни в коем случае не давать лакомства) и закреплять дачей лакомства и словесным поощрением только правильно выполненные. На этой стадии рефлекс ещё не стал стойким, поэтому проводите занятия в обстановке без отвлекающих раздражителей.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Вторая стадия – закрепление первоначально выработанного рефлекса до навыка. Здесь дрессировщик добивается чёткого выполнения команды. Можно к первоначальному действию добавить усложняющие действия (приход к ноге или на колено по команде «Ко мне!»), выдержку (при подъёме на задние лапки по команде «Ап!»). Усложнять обстановку на этой стадии ещё рано.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
На третьей стадии нужно отрабатывать команды в разных условиях. Как только зверёк научится чётко и безотказно выполнять действия, обстановку занятий можно усложнять, вводя посторонние раздражители (яркий свет, несистематические звуки, присутствие посторонних людей, других животных). При этом вначале будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно шиншилла привыкнет к новым раздражителям.
Впрочем, эта стадия нужна, только если вы часто принимаете гостей и хотите похвалиться перед ними успехами своих питомцев, или намереваетесь выступать с дрессированными шиншиллами в цирке, на телевидении: шиншилла – не служебная собака, которая должна «работать» в любых условиях.
Впрочем, эта стадия нужна, только если вы часто принимаете гостей и хотите похвалиться перед ними успехами своих питомцев, или намереваетесь выступать с дрессированными шиншиллами в цирке, на телевидении: шиншилла – не служебная собака, которая должна «работать» в любых условиях.
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Команду "Ко мне" отрабатывайте точно так же, как у собак: поднесите лакомство к самому носу шиншиллы, когда зверёк потянется за лакомством, отводите руку, повторяя команду и кличку зверька: "Ко мне, Филя, ко мне!" Вначале давайте лакомство, как только шиншилла сделает несколько шагов в вашем направлении, но не выпускайте его из пальцев, пусть зверёк приучается не убегать прятаться с лакомством, а есть из рук. Повторяйте со словесным поощрением: "Хорошо, Филя, ко мне, хорошо!"
Через некоторое время будет достаточно сделать жест рукой и подать команду "Ко мне", чтобы зверёк подошёл.
Кроме того, используйте случаи, когда шиншилла во время прогулки подходит по своей инициативе. Подайте команду "Ко мне" и "проведите" зверька за лакомством, если надо, сделайте несколько шагов, пятясь (будьте осторожны, если гуляет ещё одна шиншилла, чтобы не наступить).
Через некоторое время будет достаточно сделать жест рукой и подать команду "Ко мне", чтобы зверёк подошёл.
Кроме того, используйте случаи, когда шиншилла во время прогулки подходит по своей инициативе. Подайте команду "Ко мне" и "проведите" зверька за лакомством, если надо, сделайте несколько шагов, пятясь (будьте осторожны, если гуляет ещё одна шиншилла, чтобы не наступить).
-
- Модератор
- Сообщения: 155
- Зарегистрирован: 16.11.2006 0:34
- Откуда: Шиншиллы
Нетрудно отработать и команду "Домой". Во время прогулки шиншиллы и так несколько раз забегают в клетку.
Как только зверёк оказывается "на пороге", подайте команду: "Домой, Филя, домой!" Когда зайдёт, дайте лакомство, какое-то время не позволяйте снова выходить (ваша рука с лакомством перегородит дверцу) и повторяйте: "Хорошо, домой, хорошо!"
Немного труднее заставить зверька "понять" команду "Гуляй". Тем не менее, когда шиншилла съест в клетке лакомство, подайте команду "Гуляй" и освободите выход. Как только зверёк выйдет, дайте словесное поощрение "Хорошо, Филя, гуляй, хорошо!"
Как только зверёк оказывается "на пороге", подайте команду: "Домой, Филя, домой!" Когда зайдёт, дайте лакомство, какое-то время не позволяйте снова выходить (ваша рука с лакомством перегородит дверцу) и повторяйте: "Хорошо, домой, хорошо!"
Немного труднее заставить зверька "понять" команду "Гуляй". Тем не менее, когда шиншилла съест в клетке лакомство, подайте команду "Гуляй" и освободите выход. Как только зверёк выйдет, дайте словесное поощрение "Хорошо, Филя, гуляй, хорошо!"
-
- Модератор
- Сообщения: 603
- Зарегистрирован: 11.01.2007 17:58
- Откуда: питбуль, французЫ, смешнючки-хорёчки и дорога-дорога-дорога...
Игорь!
Огромное спасибо за Ваши рекомендации!
С теорией Павлова я познакомилась очень давно, когда только начинала заниматься дрессурой (этак лет 15 назад). Очень много литературы прочитала тогда и о психологии поведения собак... А КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ У ШИНШИЛЛ? Например, Филечка охотно запрыгивает мне на руку, а потом начинает слегка покусывать, беззлобно, как бы пробуя на вкус... Что это значит? Это хорошо или плохо? Можно ли приучить зверьков к лотку? И еще несколько вопросов по клетке: из чего лучше делать полочки (я читала, что не рекомендуется из хвойных? А фасад (на Вашей схеме) это оркстекло или обычное?
Огромное спасибо за Ваши рекомендации!
С теорией Павлова я познакомилась очень давно, когда только начинала заниматься дрессурой (этак лет 15 назад). Очень много литературы прочитала тогда и о психологии поведения собак... А КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ У ШИНШИЛЛ? Например, Филечка охотно запрыгивает мне на руку, а потом начинает слегка покусывать, беззлобно, как бы пробуя на вкус... Что это значит? Это хорошо или плохо? Можно ли приучить зверьков к лотку? И еще несколько вопросов по клетке: из чего лучше делать полочки (я читала, что не рекомендуется из хвойных? А фасад (на Вашей схеме) это оркстекло или обычное?